ПОДРОБНО

         

Юбилейная дата ОАО «РКЦ «Прогресс»: 40 лет со дня первого успешного запуска спутника «Янтарь-2К»

12 декабря 2014

13 декабря 2014 года исполняется 40 лет со дня первого успешного запуска космического аппарата «Янтарь-2К», разработанного и изготовленного ОАО «РКЦ «Прогресс». Создание КА «Янтарь-2К» открыло целую эпоху в разработке национальных средств ДЗЗ. Многие решения, принятые при разработке космического аппарата «Янтарь-2К», были уникальны и не утратили своей актуальности и до настоящего времени.

Работа по созданию космического аппарата (КА) «Янтарь-2К» была начата в Куйбышеве 1967 году, и конструкторами филиала № 3 ОКБ-1 (впоследствии ЦСКБ) были предложены решения, позволившие снизить вес КА, существенно расширить возможности и повысить автономность системы управления.

Куйбышевскими специалистами была разработана оригинальная конструктивно-компоновочная схема построения КА «Янтарь-2К», благодаря которой была решена задача увеличения разрешающей способности фотоустройств в условиях жестких ограничений массы космического аппарата.

Принципиально новыми для космического аппарата дистанционного зондирования Земли стали решения, положенные в основу бортового комплекса управления: в качестве центральной управляющей системы была введена цифровая система управления и впервые в отечественном космическом аппаратостроении бортовой компьютер с созданным специалистами предприятия программным обеспечением использовался не для решения одной, пусть даже сложной задачи, например, навигации, а для обеспечения решения всех задач управления КА. Ещё одним из оригинальных решений в бортовом комплексе управления КА «Янтарь-2К» стало использование панелей солнечных батарей системы электропитания, что позволило увеличить срок активного существования на орбите по сравнению с предшественниками.

Конструктивно КА «Янтарь-2К» состоял из трех отсеков: агрегатного отсека (АО), приборного отсека (ПО) и отсека специальной аппаратуры (ОСА). ОСА был сделан возвращаемым для того, чтобы можно было вернуть на землю фотоаппаратуру и бортовую цифровую вычислительную машину, которые были предназначены для многократного использования. На боковой поверхности ОСА диаметрально противоположно крепились две спускаемые капсулы для оперативного возврата на Землю фотопленки. Все отсеки «Янтаря-2К» имели форму усеченного конуса. Максимальный диаметр «Янтаря-2К» составлял 2,7 метра, высота 6,3 метра. Масса аппарата – 6,6 тонны. Длительность полета КА «Янтарь-2К» составляла 30 суток. Спускаемые капсулы от КА отделялись в основном на девятые и восемнадцатые сутки полета аппарата.

Спутники «Янтарь-2К» запускались на ракетах-носителях «Союз-У» как с космодрома Плесецк (с 23 мая 1974 года), так и с космодрома Байконур (с 20 января 1981 года). Высота рабочей орбиты аппаратов была: минимальная 170-180 км, максимальная 330-360 км.. Последний из 30 запусков КА «Янтарь-2К» состоялся 28 июня 1983 года.

Принципиально новые решения, принятые при создании конструктивной базы, бортовой аппаратуры и систем КА, оказались настолько удачными, что послужили основой для разработки уникальных КА ДЗЗ, многие из которых не имели аналогов в мире и составили основу национальных космических систем наблюдения Земли для решения научных, народно-хозяйственных и других задач. В это семейство спутников вошли КА «Янтарь – 4К1», картографический КА «Янтарь – 1КФТ», первый в нашей стране комплекс оптико-электронного наблюдения с передачей видеоинформации в масштабе времени, близком к реальному, через геостационарный спутник-ретранслятор «Янтарь-4КС1», КА «Янтарь-4КС1М» и ряд других КА ДЗЗ.

Оптико–электронные КА «Ресурс–ДК1», «Ресурс – П» и ряд других современных КА и сегодня учитывают ряд принципиальных решений, принятых ещё при создании КА «Янтарь-2К».

КА «Янтарь-2К» создавался совместно с широкой кооперацией отечественных предприятий, но выработка принципиальных решений было, в первую очередь, делом куйбышевских разработчиков и производственников. Коллектив профессионалов высочайшего уровня, работавший под руководством Д.И.Козлова над созданием КА «Янтарь-2К», стал основой самарской школы космического аппаратостроения.