ПОДРОБНО

         

«Прогресс» России»

02 августа 2014

Нынешний год для самарских ракетостроителей — особенный. 120 лет назад в Москве был основан завод «Дукс». Здесь корни будущего Ракетно-космического центра «Прогресс», где создают несколько модификаций ракет-носителей «Союз» и космические аппараты различного назначения.

Огромный сборочный цех Ракетно-космического Центра «Прогресс» летчик-космонавт СССР, дважды Герой Советского Союза Алексей Леонов проходит вдоль и поперек. Рассматривает каждый бак, интересуется сборкой, деталями. Производство ракет – машин, на которых когда-то летал в космос, вызывают у него яркие воспоминания. «Для меня «Семерка» – это самая-самая рабочая машина. Она выглядит красиво, она изящна. Это игла, молния! И, когда смотришь на пуск, не встретишь людей, которых это бы не очаровывало. Но это же делают вот эти люди, которые здесь находятся», — говорит Леонов.

Сегодня здесь 17 ракет разной стадии готовности. От тех, которые завтра же отправят на полигон, до самой начальной стадии сборки. Завод «Прогресс» выпускает в год больше двадцати «Союзов». Цех общей сборки и испытаний РН «Союз» на заводе «Прогресс» столь огромен, что показать полностью его масштабы просто не представляется возможным. Скажу лишь одно: он поделен на несколько больших частей, вот на этом участке стыкуют двигатели с баками горючего, также прокладывают торовые баки – в шутку их здесь называют «ториками».

Блоки ракеты собирают и готовят к испытаниям. Здесь, в цехе, стыкуют все разъемы «Союза» и запускают циклограмму полета. Эта ракета успешно стартует в космос с 1958 года. Более 12 модификаций. И, с уверенностью можно сказать – проверенный временем «Союз» уже давно не «Семерка». Это современный носитель с брендовым именем – «Сделано в Самаре». «Нашими предшественниками было сказано: как ракету назовешь, так она и полетит. Мы обеспечили 1823 пусковые кампании в рамках носителя «Союз». Поэтому, сегодня мы остановились на этом названии, и, думаем, что это название в мире — известный бренд», — сообщает Александр Кирилин, генеральный директор ОАО РКЦ «Прогресс».

Ракета рождается буквально с чистого листа. Шаг за шагом уже сваренные части формируются в боковой блок ракеты – так называемую «морковку». Кстати, это уникальная «лежачая» работа. Блоки ракеты варят лежа: так и шов ровнее, и два часа летят быстрее. Самый маленький шов – за 20 минут – у основания морковки. К концу бака время на швы возрастает до четырех часов. «Работа лежачая, потому что блоки большие, а сидя там неудобно, все мешает. Сделали лежанку, чтобы сварщику было удобно. Одной рукой он держит маску, другой проволоку регулирует», — говорит сварщик Александр Краснов.

Заготовки баков крутятся автоматически, сварщик может отрегулировать скорость и подачу импульса на сварочный аппарат. Главное, чтобы шов был однородным и незаметным. Оценка качества происходит тут же – даже не рассмотреть, где же начало шва. «Больше всего мне нравится не то, что делаешь ракеты, а то, что после тебя это все работает. Самое главное, чтобы это работало», — уверен Краснов.

Дальше в дело вступает хрупкая Любовь Александровна. Уже 42 года она пролезает внутрь бака и работает там не один час. «Если маленькие баки, уходит полчаса, если большие – по часу, по два», — рассказывает Любовь Плешивцева, контролер 5-го разряда.

На втором участке собранные блоки ракеты уже испытывают, собирая электрическую схему первой ступени. Для того, чтобы отработать циклограмму полета. А еще проводят испытания измерительные, космической линейкой измеряют ракету, чтобы все было до миллиметра точно.

«Союз-21В» — ракета с таким привычным названием и сложным шифром. Конструкторы утверждают, «Союз» должен быть во всех модификациях, тем более, в легкой. Современные космические аппараты все технологичнее, меньше и легче, а, значит, для их запуска нужна легкая ракета. «Несмотря на то, что РН «Союз-21В» создан с использованием конструктивного задела стандартной РН «Союз-2», тем не менее, я должен сказать, что это абсолютно новый носитель. Здесь полностью новый разработан центральный блок, и этот блок полностью прошел отработку в соответствии с программой испытаний, начиная от аэродинамических и газодинамических расчетов, проведения полностью огневых испытаний блока.По сути, это новый первый российский РН легкого класса», — отмечает главный конструктор Олег Лагно.

Новая ракета с хорошо отработанным сердцем – маршевым двигателем «НК-33». Тем самым, который разработал Николай Кузнецов для самой мощной лунной ракеты – «Н1». «Мы взяли все наработки, которые используются на «Союзе-2», адаптировали под «НК-33» тот двигатель, который был большое время в консервации, доработали под него центральный блок. Таким образом у нас получилась легкая ракета, которая сейчас конкурентоспособна на мировом рынке», — говорит начальник отделения по средствам выведения Сергей Волков.

Сейчас на заводе готовится к отправке на космодром очередная легкая ракета «Союз». На низкую околоземную орбиту она способна выводить 2,5 тонны груза, а с использованием разгонного блока «Волга», также разрабатываемого в «Прогрессе», и на высшие, как говорят, опорные орбиты. В Ракетно-космическом центре «Прогресс» давно взяли за правило: свои аппараты запускать только своими ракетами. А космических спутников здесь собрали почти тысячу. «Безусловно, это КА «Бион» и «Фотон». Это технологические, медико-биологические аппараты, с помощью которых проводятся серьезнейшие и интереснейшие исследования на орбите. Сегодня это и современные спутники «Д-ЗЗ», — отмечает первый заместитель генерального директора, главный инженер ОАО РКЦ «Прогресс» Сергей Тюлевин.

Новый космический спутник радиолокационного наблюдения с аппаратурой, построенной на базе активной фазированной антенны «Обзор Р» готовят по заказу Роскосмоса. Сейчас разрабатывается уникальный высокодетальный радиолокационный комплекс. Создан он будет на основе отечественных разработок, полностью из российских компонентов. Для нашей страны это принципиально — не зависеть от зарубежных поставщиков. Теперь все спутники будут производиться по новой технологии. «Для антенны «Обзор-Р» и многих других аппаратов, которые мы делали по заказу Министерства обороны и «Аист-2», мы приняли несколько лет назад идеологию, которая заключается в том, что вся разработка должна вестись в электронном виде», — говорит генеральный конструктор предприятия Равиль Ахметов.

В конструкторских бюро завода уже не встретишь архаичных чертежных столов. Техническое переоснащение позволило перевести все на компьютерную технику. Из КБ разработанная деталь сразу уходит в производство. «Вот простой маленький пример, на что способно наше оборудование. Мы с вами общались 35 секунд. Пока длились эти 35 секунд – надпись готова», — говорит Сергей Домке, начальник плазово-шаблонного цеха «Прогресса».

25 пусковых программ – только в этом году. Ракеты для четырех космодромов мира. Именно «Союз» первым начнет историю нового российского космодрома Восточный. На сегодняшний день у «Прогресса» почти две тысячи запусков. Такой загрузки нет ни у одного ракетного центра.

Телестудия Роскосмоса