ПОДРОБНО

         

Воспоминания Вершигорова Вячеслава Михайловича

14 ноября 2013

Заместитель начальника службы материально-технического снабжения завода «Прогресс»

(1981 – 1994 гг.)

У каждого головного предприятия был свой круг смежных предприятий. На заводе «Прогресс» координацией работ со смежниками занималась служба материально-технического снабжения.

«Для решения задачи по изготовлению центрального блока службой материально-технического снабжения были организованы поставки листового проката и поковок, штамповок из нового алюминиевого сплава 1201, самоупрочняемого при захолаживании жидким азотом. Для криогенно-статических испытаний единовременно поставлялось 2300 тонн жидкого азота с реконструированного Куйбышевского кислородного завода, из Подмосковья и Сибири. В конструкторской документации появились ранее не использовавшиеся на заводе корабельные стали АК-25, АК-26, АК-27, АК-36 и не производившиеся в стране ДИ-52: шлакового и вакуумно-дугового переплава. Украина освоила опытное производство ДИ-52, а серийное производство создавалось на Урале, были построены новые прокатные станы на Челябинском металлургическом заводе. Эта работа была обеспечена молодым энергичным руководителем – заместителем начальника Главснабсбыта Министерства общего машиностроения С.Б. Вилкиным.

Среди наших смежников особо тепло вспоминаю земляков – Сызранский завод тяжелого машиностроения, возглавляемый Вячеславом Петровичем Зайцевым, затем Виктором Давыдовичем Ефимовым. Коллектив, которым они руководили, подходил к выполнению договорных обязательств чрезвычайно ответственно и талантливо. Заместитель главного инженера Борис Николаевич Ведерников внес рацпредложение, в результате которого была решена сложнейшая инженерная задача – появилась сборно-литая конструкция блока «Я». Тогда «Тяжмаш» был единственным предприятием, далеко опередившим время. Изготовленные им 10 блоков «Я» позволяли запустить 40-50 МКС «Энергия-Буран».

Страшно выматывала работа по поставкам материалов предприятиям, привлеченным для изготовления трубопроводов, сильфонов и нестандартизированного оборудования. Самые тяжкие воспоминания остались от взаимодействия с Красноярским машиностроительным заводом, который приходилось комплектовать металлопрокатом до сотен граммов. Непросто было решать возникавшие проблемы по кооперированным поставкам трубопроводов и сильфонов на судостроительном заводе им. Жданова в Ленинграде.

Спустя четверть века у посетителей музея «Самара космическая», далеко не профанов, вызывает недоумение, как делались лепестки из сплава 1201, один из которых представлен в экспозиции музея.

ЦК и Совет Министров не всегда могли добиваться исполнения принимавшихся ими постановлений. Например, на заключительном этапе изготовления баков окислителя и горючего возник вопрос транспортировки их на Байконур стратегическим бомбардировщиком генерального конструктора Мясищева. На фюзеляж «стрекозы» надо было установить ложементы и узлы связей с баками. Конструкторам потребовались титановые трубы. Появилось Постановление четырех Министерств: Министерства общего машиностроения, Минчермета, Минцветмета, Министерства авиационной промышленности об изготовлении 3,5 тонн титановых труб на Никопольском металлургическом заводе. Просьба о переналадке стана, производившего тысячи тонн труб в сутки, чтобы изготовить 3,5 тонны нужных нам заготовок, вызывала гомерический хохот у руководителей Никопольского завода. Пришлось поделиться секретами предназначения нашего мизерного заказа. Начальник смены прокатного стана решился на этот шаг, а мы, счастливые и довольные, повезли трубные заготовки на Златоустовский машиностроительный завод сверлить отверстия. Наши коллеги имели оборудование для этого, со времен Великой Отечественной войны производя стволы для пушек и пулеметов.

Нельзя не сказать о героизме В.В. Князевой, Л.В. Никульцевой, десятков работников отдела снабжения, обеспечивших поставки производству уникальных неметаллических материалов. Изготовление теплозащиты – это бесчисленные командировки с целью организации производства и поставок прошивных вязальных полотен, угольных тканей, стеклотекстолита ЖСП, различных новых марок пенополиуретанов. Павло-Посадский комбинат камвольных тканей, Московский институт текстильной промышленности им. А.Н. Косыгина, предприятия химической промышленности во Владимире и Дзержинске – как же хорошо изучили мы географию нашей необъятной Родины. Ежедневно командиром заводского авиаотряда В.П. Карбышевым в небо поднимались ТУ-134, два АН-12, три АН-26, были еще полеты ИЛ-14. Советский Союз напрягал все силы для обеспечения безопасности нашей Родины: разрабатывались новые материалы, создавались новые производства. Порой сил не хватало: наработка угольных тканей в опытно-экспериментальном производстве института им. А.Н. Косыгина велась на немецком оборудовании середины ХIХ века, алюминиевые трубы изготавливались на предельно изношенном оборудовании Ступинского металлургического комбината.

Вообще, надо сказать, несколько лет до первых полетов РН «Энергия» и МКС «Энергия-Буран» продолжительность пребывания в командировках составляла 2/3 рабочего времени, включая субботние и выходные дни».