ПОДРОБНО

         

Воспоминания Евдокимова Станислава Юрьевича

14 ноября 2013

заместитель начальника цеха 218 завода «Прогресс» (1978 – 1991 гг.)

При создании РН «Энергия» возникла проблема доставки центрального блока (топливных баков и каркасных отсеков) с самарского завода «Прогресс» на космодром «Байконур».

Было выбрано совершенно оригинальное решение – транспортирование на внешней подвеске самолета. Из всех существующих самолетов поставленным задачам отвечал стратегический бомбардировщик 3М конструкции В.М. Мясищева, который был доработан под программу «Энергия-Буран». Самолет получил обозначение 3М-Т (главный конструктор В.А. Федотов).

Для проведения летной отработки самолета 3М-Т с авиагрузами на заводе «Прогресс» по документации Волжского филиала НПО «Энергия» создаются полноразмерные макеты грузов 1ГТ, 2ГТ и 3ГТ. Поскольку первые пробежки и взлеты самолет с макетом мог выполнить только на специально оборудованном аэродроме, необходимо было доставить эти макеты к месту проведения испытаний. Для доставки полноразмерных макетов грузов 1ГТ и 2ГТ к месту летных испытаний самолета-транспортировщика (летно-испытательный институт им. М.М. Громова, г. Жуковский Московской области) был разработан проект водно-сухопутного транспортирования.

В реализации этого проекта принимали активное участие работники цеха 218.

«Для транспортировки экспериментальных сборок к месту проведения испытаний водным путем силами завода был изготовлен причал на реке Самарка, и проложена дорога к нему. Место под причал было заниженным, а требования к автомобильной транспортировке бака Г изделия 1Т были очень жесткими, поэтому для того, чтобы уменьшить перегрузки при транспортировке, причал пришлось поднимать над уровнем реки на значительную высоту и делать дорогу с соответствующим уклоном. Русло реки Самарка по фарватеру было углублено до самой реки Волга, так как баржа с грузом была слишком высокая и не проходила под некоторыми мостами. Баржу с грузом сопровождали работники цеха 218 под руководством В.И. Пильдеса. Специально для этого все они выучились и сдали экзамены по шкиперскому делу.

Был момент, когда Министерство общего машиностроения и Министерство авиационной промышленности соревновались между собой. Министерству авиационной промышленности была поручена разработка самолета для транспортировки баков на филиал завода. Министерству общего машиностроения, т.е. нашему предприятию, было поручено изготовление полноразмерных баков Г (горючего) и О (окислителя) для отработки полета самолета с нагруженными на его фюзеляж баками.

Была поздняя осень, и клепаные агрегаты стекателя и обтекателя в собранном виде водным путем отправлять было уже нецелесообразно, так как заканчивалась навигация. Кроме того, агрегаты не были готовы. Руководством предприятия было принято решение собрать их непосредственно в КБ В.М. Мясищева в г. Жуковском. Сотрудники завода выехали на место предполагаемой сборки и определили место в цехе сборки как раз того самолета. Однако руководители КБ наотрез отказало предоставить это место, а предложило участок прямо на улице. Так и решили собирать на улице, практически на летном поле. Силами производства 660 (начальник И.Н. Кукарин) сделали стапельные плиты, провели их монтаж, цех 218 собрал изделие на технологических болтах, затем разобрал их и отправил в Жуковский. Руководителем экспедиции был назначен начальник участка Николай Иванович Шаркевич. Когда началась работа, резко похолодало, температура стала настолько низкой, что инструмент не работал, люди мерзли. Тогда главный инженер В.Н. Ментюков решил отправить с завода калориферы. Кроме того, через отдел техники безопасности была выписана спецодежда (унты, меховые шубы) и брезент. Все это было оправлено Шаркевичу. Он сделал что-то вроде шатра, обогреваемого электрическими калориферами. Думаю, что работники КБ надеялись, что мы откажемся работать в таких условиях, и они успеют первыми собрать свой самолет и первыми отчитаться перед руководством страны».