ПОДРОБНО

         

120 лет со дня рождения С.В. Ильюшина

27 марта 2014

Ракетно-космический центр «ЦСКБ-Прогресс» проводит мероприятия, посвященные 120-летию со дня рождения выдающегося генерального конструктора авиационной техники С.В. Ильюшина

Сергея Владимировича Ильюшина и Государственный авиационный завод № 1 (ныне ГНПРКЦ «ЦСКБ-Прогресс») связала работа по производству самого массового боевого самолета в истории СССР - легендарного штурмовика Ил-2. Прославленные «Илы» принимали участие в боях на всех фронтах Великой Отечественной войны, а затем и в войне с Японией.

В рамках мероприятий, посвященных 120-летию со дня рождения С.В.Ильюшина, в центре «ЦСКБ-Прогресс» состоялась встреча молодежи с бывшим заместителем генерального конструктора, почётным работником центра, ветераном космонавтики России Г.Е. Фоминым. Георгий Евгеньевич рассказал о жизни и работе С.В. Ильюшина, о созданной им уникальной технике, о его бесценном вкладе в развитие мировой авиации и в Великую Победу Советского народа над фашистской Германией.

«Из всех известных конструкторов авиационной техники к С.В. Ильюшину я питаю самое высокое уважение. Даже если бы Ильюшин создал только Ил-2, он уже был бы выдающимся конструктором», - поделился Г.Е. Фомин.

Лекцию о С.В. Ильюшине Георгий Евгеньевич прочитал также в Доме ветеранов центра «ЦСКБ-Прогресс». Кроме того, ветераны предприятия провели 15 уроков-лекций, посвященных 120-летию со дня рождения легендарного конструктора, для учеников самарских школ и техникумов.

Для справки

Серийное производство Ил-2 началось в феврале 1941 года на заводе №18 (ныне ОАО «Авиакор») в Воронеже. В августе 1941 года вышло Постановление ГКО, согласно которому Государственному авиационному заводу №1 (ныне «ЦСКБ-Прогресс») было необходимо параллельно с истребителями МиГ-3 незамедлительно приступить к производству самолетов Ил-2 по образцу, построенному в Воронеже. Главный конструктор С.В. Ильюшин направил в распоряжение директора завода № 1 А.Т. Третьякова группу конструкторов для организации массового выпуска Ил-2.

Процессы освоения шли трудно и медленно. На авиационном заводе №1 в Москве в сентябре смогли собрать первый штурмовик из деталей, присланных из Воронежа, а в начале октября к нему добавился еще один «столичный» Ил-2. Но запустить в серию самолет на московской площадке не удалось – авиазавод № 1 в срочном порядке эвакуировали в Куйбышев.

Освоение производства Ил-2 продолжилось на волжской земле. В Куйбышев из Воронежа эвакуировали ОКБ Ильюшина, а также авиационный завод № 18, который являлся ведущим предприятием по производству штурмовиков.

В Куйбышеве коллектив ОКБ постоянно трудился над усовершенствованием конструкции машины с учетом уже имеющегося опыта воздушных боев. Главный конструктор С.В. Ильюшин усилил вооружение штурмовика, повысил его летно-технические характеристики. Он часто посещал завод №1, где обсуждал вопросы внедрения Ил-2 в серийное производство с директором А.Т. Третьяковым.

С августа 1943 года все самолеты Ил-2 стали выпускать с амортизационными пружинами и контрбалансиром в системе управления рулем высоты. Это значительно повысило устойчивость Ил-2 в полете. Сергей Владимирович лично выезжал на производство и проводил совещания с руководителями и ведущими специалистами предприятий. Осенью 1943 года он посетил завод №1 и совместно с главным инженером В.Я. Литвиновым осматривал штурмовики с доработанной системой управления, которые прошли заводские испытания.

В 1944 году ОКБ Ильюшина путем глубокой модернизации самолета Ил-2 создало цельнометаллический штурмовик Ил-10 с бронекабиной, полностью защищающей пилота, стрелка и двигатель. Эту машину оснастили более мощным вооружением: 20-мм пушки вместо 12,7-мм пулеметов. Новый штурмовик изготавливали на заводах № 1 и № 18. Ил-10 принимали участие в боях за освобождение стран Европы и широко использовались в войне с Японией.

В послевоенные годы завод №1 серийно производил новые бомбардировщики Ил-28 конструкции С.В. Ильюшина. Реактивный бомбардировщик Ил-28 обладал высокими летно-техническими данными и простотой в технике пилотирования. Надёжность самолета и прочность его конструкции стали поистине легендарными.

Опыт производства реактивных бомбардировщиков Ил-28 позволил заводу №1 успешно справиться с новым заданием и быстро освоить производство знаменитых стратегических бомбардировщиков Ту-16, которые несколько лет являлись эффективным средством сдерживания во время «холодной» войны.

Тесное взаимодействие с ОКБ Ильюшина и лично с главным конструктором и освоение все новых видов авиационной техники способствовало подготовке завода №1 к внедрению в производство принципиально иного вида вооружений – баллистических ракет Р-7 конструкции С.П. Королева.